Интервью с главой отдела маркетинга чешской студии Endorphina
— Каково положение компании в общем рейтинге на рынке?
— Это хороший вопрос, но довольно сложный, так как нужно учитывать показатели компании на различных рынках по всему миру. Но Endorphina позиционирует себя топ-провайдером в гемблинг-индустрии.
— С чего все начиналось в 2012-м? Насколько с тех пор поменялся состав команды и кто те люди, которые работают здесь сейчас?
— Endorphina начинала как компания со штатом менее чем 10 сотрудников, имеющих опыт в геймблинг-индустрии. Сейчас в нашем офисе в центре Праги работает более 60 человек. Мы быстро развивающийся стартап, который становится компанией средней величины, но до сих пор придерживается духа новизны.
— Какими достижениями может похвастаться компания?
— Я думаю, лучшее достижение — что всего за несколько лет мы из небольшой группы увлеченных людей стали известной компанией среднего размера с более чем 700 лояльных клиентов и тысячами игроков по всему миру. И это несмотря на высокую конкуренцию на рынке. Ну и конечно, нельзя забывать, что мы получили немало профессиональных наград. Наши слоты The Ninja, Satoshi’s Secrets, Mystery of Eldorado, Kamchatka и другие были удостоены наград в номинации «Продукт года». Помимо этого мы стали обладателями профессиональной премии Slot’s Guide в номинации «Лучший разработчик онлайн-слотов».
— Вы планируете двигаться в других направлениях — создавать не только слоты, но и рулетки, видеопокер и т.д.?
— Нашим основным доходом всегда было и будет создание слотов. Я не думаю, что в ближайшем будущем фокус сместится. Однако мы планируем разработку качественного видеопокера и рулетки в стиле Endorphina.
— Чем отличается ваш подход к созданию слотов от других компаний?
— Это комбинация из нескольких важных моментов. Во-первых, для нас качество важнее, чем количество. Наша цель не выпускать более 10 игр в месяц, рискуя качеством. Нет, мы хотим создавать игры, которые будут действительно востребованы на рынке.
Во-вторых, мы слушаем игроков. Порой провайдеры настолько сфокусированы на операторах, что забывают о гемблерах и их потребностях. Все наши игры созданы с мыслями об аудитории. Наш подход — прислушиваться к потребностям игроков, обращать внимание на их происхождение и культурные особенности. Мы создаем портфолио, которое способно заинтересовать игроков с разной культурой, историей, менталитетом и даже социальными трендами, популярными в данный момент.
Также мы не боимся мыслить нестандартно, как это было с Diamond Vapor, Taboo, Twerk, Satoshi’s Secret и другими слотами, и это безумно понравилось и операторам, и игрокам.
— Как менялись тренды за последние 3-5 лет? Какие тенденции были популярны ранее и чего ждать в этом году?
— В большинстве своем игроки консервативны. Одна из популярных тенденций — создание слотов на основе раскрученных в массовой культуре брендов: супергерои, фильмы, комиксы, музыка. Этот тренд до сих пор существует. Такой подход может вызвать краткосрочные всплески, однако, если математика игры не побуждает игроков продолжать игру, то инвестиции на создание игры могут оказаться потраченными впустую. Не поймите меня неправильно, сделанная должным образом игра по лицензии может стать суперхитом. Еще один тренд — геймификация. Несмотря на то, что множество экспертов в индустрии не поддерживают моего восторга, я думаю, этот тренд может быть интересным для нового поколения игроков, так как они выросли на компьютерных играх. Однако главная проблема здесь — реализация. Мы всегда внимательны к деталям, поэтому глубоко погружаемся в книги и статьи о культуре, с которой работаем, ответственно подходим к новой математике игры, поэтому нам удается создавать слоты, которые действительно нравятся игрокам.
— Ваши слоты часто посвящены современным явлениям. Что ждать в 2020-м? Давайте сделаем эксклюзивный анонс?
— Что касается будущих релизов, то я могу поделиться информацией лишь об одном — Troll Haven, игра основана на скандинавской мифологии, а ее главный герой— нордический Тролль. Это будет чудесный сказочный слот.
— Расскажите из чего складывается разработка слотов? Какие специалисты участвуют в процессе, сколько времени это занимает?
— Создание слотов — это длительный и сложный процесс, но очень захватывающий. Интересно наблюдать, как идея воплощается в жизнь. Все начинается с поиска идеи. Наша команда анализирует рынок, тренды, отзывы клиентов и игроков, и подбирает тему. У каждого члена команды есть возможность предложить тему для игры. Как только она выбрана, мы начинаем выстраивать целую концепцию вокруг идеи — история, математика, оформление и так далее.
После мы концентрируемся на художественной составляющей. Специалисты по анимации и звуковому сопровождению принимаются за работу, а результат передают команде технических специалистов. После сборки мы впервые можем увидеть, как игра оживает. Как только мы понимаем, что довольны результатом, мы наполняем игру звуками и музыкой.
Далее мы фокусируемся на математике слота. Как только она отработана, мы передаем игру команде тестировщиков, чтобы они все перепроверили и подтвердили, что все работает и нет ошибок.
После этого, мы наконец-то можем выбрать дату релиза! Отдел маркетинга и аккаунт-менеджмента принимаются за создание промокампании. Это очень трудоемкий процесс, в который вовлечено огромное количество людей, но результат того стоит!
— Какие зарплаты в студии? Выше или ниже, чем по рынку?
— Мы довольны уровнем наших зарплат. Если бы это было не так, разве мы бы работали с таким удовольствием?
— Идеальный слот в вашем представлении, какой он?
— Лично для меня, это слот с богатым сюжетом (я предпочитаю жанр приключений), с хорошо проработанными деталями, привлекательной HD-графикой, интересным геймплеем и высокой волатильностью. Это слот, в который не скучно играть и в котором присутствует атмосферность, благодаря музыкальному оформлению и звуковым эффектам. Мне по душе, когда у слота есть несколько призовых функций, которые делают игроков вовлеченными.
— Назовите три лучших слота 2019 года от других компаний? И три своих.
— Это крайне субъективный вопрос. Я не могу сказать, что они лучшие, я могу лишь назвать игры, которые мне нравятся. Могу отметить серию Pirates’ Plenty, Dr. Fortuno и Nikola Tesla’s Incredible Machine.
— А три лучших слота за всю историю их существования?
— Аппарат Liberty Bell определенно лучший в истории слотов! <шутка> Еще Book of Ra. Сложно игнорировать популярность этого слота.
— Как вы сами относитесь к азартным играм? Играете на деньги?
— Позитивно отношусь к гемблингу. Думаю, что люди имеют право тратить собственные деньги на свое усмотрение и развлекать себя так, как они хотят, до тех пор, пока это не начинает негативно влиять на жизни других людей. Если человек может тратить 500 евро в месяц, сидя перед компьютером, и крутить слоты, если он наслаждается этим процессом, то почему нет?! Что касается меня, иногда я играю в слоты на реальные деньги, но в основном для того, чтобы почувствовать себя на месте игроков и понимать их лучше. А говоря об азартных развлечениях в целом, у меня даже есть традиция — каждый Новый год наша семья приобретает лотерейные билеты, и мы все вместе смотрим телевизионный розыгрыш.
Если вы в казино ставите на красное, а вам упорно не везёт — попробуйте на красное положить!